Предсказатели погоды 2

12 мая 2022

 Капитан «Бигля», глава метеослужбы и пророк современной синоптики

«Мы живём в воздушном океане, все изменения погоды зависят от солнечного излучения.

Нужно помнить, что состояние воздушного океана скорее говорит о будущей погоде, чем о погоде в настоящий момент».

Контр-адмирал Роберт Фицрой, «Книга о погоде».

Среди приятных глазу морских сувениров до сих пор широко встречается таинственный запаянный сосуд под названием "штормгласс".

Этот  прибор для прогнозирования погоды обосновался на парусных кораблях еще в XVII в. Имени изобретателя история не сохранила. Возможно, штормгласс появился на свет как незаконнорожденное дитя какого-нибудь алхимика в бесконечных поисках золота, философского камня или эликсира молодости. Но с XIX в. за прибором прочно закрепилось название "штормгласс Фицроя", иногда "барометр Фицроя".

Штормгласс – артефакт, который до сих пор не имеет исчерпывающего научного объяснения, и как замечательный объект для исследований станет главным в следующей истории. А мой сегодняшний герой – адмирал Фицрой.

Капитан Роберт Фицрой

 

Аристократ, со стороны отца – прямой потомок короля Англии Карла II (по внебрачной линии), морской офицер, выпускник Королевского военно-морского училища в Портсмуте, начавший службу на флоте гардемарином в 14-летнем возрасте. В октябре 1828-го, когда ему было всего 23 года, назначен капитаном исследовательского судна «Бигль». Да-да, того самого знаменитого барка, участвовавшего в четырёх гидрографических экспедициях. Именно с легкой руки Фицроя в третью (кругосветную) экспедицию «Бигля» был приглашен в качестве натуралиста недавний выпускник Кембриджского университета Чарльз Дарвин.

Роберт Фицрой и Чарльз Дарвин

 

Плавания «Бигля» не были простыми, чему имеется множество свидетельств. По результатам исследований Фицроем была составлена «Навигационная инструкция» для плавания судов у берегов Южной Америки, он лично занимался подготовкой отчета о плаваниях «Бигля». Из-под пера капитана Фицроя вышел не просто сухой перечень фактов, а чрезвычайно увлекательная книга со множеством ценных наблюдений и нетривиальных идей. Четырёхтомник увидел свет в 1839 году. Первый том включал материалы первого плавания под руководством капитана Филлипа Паркера Кинга. Второй том посвящён кругосветному плаванию «Бигля». Чарльз Дарвин написал третий том, издаваемый впоследствии отдельно как «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“». Четвёртый том включал документы плавания (судовой журнал, метеорологический дневник и т. п.), а также замечания Фицроя по самым разнообразным научным вопросам. Пятилетнее кругосветное плавание «Бигля» получило высокую оценку, а Фицрою была вручена золотая медаль Королевского географического общества.

Кругосветное плавание барка «Бигль»

 

В 1841 году начинается крайне непродолжительная политическая карьера Фицроя. Избранный в парламент, он получает назначение старейшиной английской лоцманской ассоциации, исполняющим также обязанности инспектора управления охраны рек и лесов. Им был подготовлен законопроект «Об обязательном экзамене для лиц, желающих занять должность капитана и помощника капитана на торговом судне».

С июля 1843 Фицрой – новозеландский губернатор с филантропическими принципами, признававший правоту коренных маори, вызывавший возмущение горстки немногочисленных белых колонистов (приблизительно 15 тысяч) и нарушавший все инструкции министерства колоний. В результате в ноябре 1845 года Фицрой был отозван с поста за действия наперекор «общепризнанной практике обращения с туземцами».

По возвращении из Новой Зеландии Фицрой в 1847 году назначен управляющим верфями в Вулвиче, где занимался вопросами парового судостроения. В 1851 году избран членом Королевского географического общества.

В 1854 году в свете трагических для Британии погодных событий Крымской войны учреждается метеорологический департамент, и, по рекомендации Королевского географического общества, главой департамента в должности главного метеоролога-статистика назначается Фицрой с присвоением ему чина контр-адмирала.

Воспользовавшись своим положением главы метеослужбы, Фицрой запустил новаторскую, хотя и весьма спорную программу прогнозирования погоды, вменил в обязанность всем капитанам английских судов использование штормгласса, измерение температуры, определение силы и направления ветра, снятие показаний барометра и заноску данных в специально разработанные таблицы. На побережьях крупнейших морских европейских держав были организованы 24 метеостанции (19 в Англии, по одной в Копенгагене, Голландии и Лиссабоне, две во Франции), соединенные с центром службы погоды недавно изобретённым телеграфом Морзе. Сведения о погоде с этих станций собирались и анализировались в центре службы погоды. Были выпущены первые синоптические карты, на основании которых составлялись прогнозы погоды. Именно Фицрой впервые начал публикации прогнозов погоды в газете «Таймс».

В 1862 году Роберт Фицрой опубликовал «Книгу о погоде», которая в 1865 году была переведена на русский язык под названием «Практическая метеорология контр-адмирала Фицроя». Когда в 30-е годы XX в. учёные извлекли работу из небытия, они были поражены. Фицрой опередил время более чем на полстолетия: учёные-синоптики смогли создать и разработать подобные теории лишь в XX в, имея значительно более совершенные приборы и куда более солидное финансирование.

На метеорологическом поприще Фицрою не удалось избежать острой критики. Несмотря на безусловную пользу деятельности метеорологического департамента, критику контр-адмирал воспринимал крайне болезненно. Ах, если бы метеорология представляла для адмирала чисто академический интерес! Но он видел в ней прежде всего практическую дисциплину, которая может и должна спасать человеческие жизни. Гибель каждого судна в результате шторма он переживал, как свою личную вину. В отчёте за 1863 год он писал, что к его критикам принадлежат «все заинтересованные в денежной прибыли торговые компании и отдельные лица, которые предпочитают, чтобы рыбаки, не обращая внимания на предостережения, с риском для жизни продолжали заниматься своим опасным делом, лишь бы не платить за простой судна».

После нескольких неточных предсказаний метеорологического департамента Фицрой обратил на себя неблагосклонное внимание газет, хотя агрессивная шумиха в прессе едва ли была оправдана. Сохранилось письмо одного жителя побережья: «За текущий год метеорологическая станция в наших краях получила 33 телеграммы, предупреждающие о приближении шторма, и в 26 случаях шторм пришёл именно оттуда, откуда его ждали». Для зарождающейся синоптической науки это очень высокая степень предсказуемости (около 80%), но журналисты редко осмысливают статистику, предпочитая эффектно подать отдельные негативные факты.

30 апреля 1865 года этот блестящий 59-летний адмирал, многосторонне одаренный и просто неординарный инициативный человек, так много сделавший впервые, покончил с собой, перерезав горло бритвой. Страшная развязка вызвала шок. Ведь служебные неприятности адмирала были не столь велики, чтобы привести к подобному финалу. Да, его деятельность вызвала неодобрительную оценку ряда газет, но никто не собирался её прекращать. Фицроя не отозвали с поста главного метеоролога, и у него было немало сторонников. В 1863 г. Королевское географическое общество оценило деятельность метеорологического департамента посредством анкетирования и получило 46 благоприятных отзывов при 3 неблагоприятных.

Искать причины чьего-либо самоубийства – занятие нелепое. Фицрой был гением, опередившим свое время. Возможно, в этом и кроется причина трагедии. В его честь названы гора 3440 м (Аргентина-Чили на крайнем юге континента), река, остров и переправа в Западной Австралии, хвойник Fitzroya cupressoides, а также дельфин Fitzroyi, Порт-Фицрой в Новой Зеландии, новый супер компьютер Новозеландского национального института водных и атмосферных исследований (NIWA), фрегат и метеорологический корабль. Вице-адмирал Роберт Фицрой увековечен на двух марках, выпущенных Королевской почтой для Фолклендских островов и острова Св.Елены. На доме Фицроя по адресу Онслоу-сквер, 38 в Лондоне висит синяя мемориальная доска… Для тех же, кто связал свою жизнь с изучением воздушного океана нашей планеты, Роберт Фицрой не только капитан «Бигля», но и пророк современной синоптики.

Т. Кравченкова

Вернуться к списку публикаций